Третичный сектор экономики
В любой стране мира экономическая деятельность определяет экономическую значимость и значимость этого государства в мире. Экономическая деятельность включает сельское хозяйство, промышленность и услуги. Какие отрасли входят в третичный сектор экономики и какие признаки могут его характеризовать?
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-х годах 20 века.
Ученые впервые стали делить экономику на три сектора:
- Первичный сектор. Основной задачей этого сектора является добыча сырья. Во-первых, это сельское хозяйство. Добывающая промышленность (рыбная, горнодобывающая, лесная промышленность, добыча природного сырья) также относится к сырьевому сектору экономики.
- Вторичный сектор. Вторичный сектор включает производство и строительство. Общество, в котором преобладает вторичная экономика, называется индустриальным.
- Третий сектор. К третичному сектору относится сфера услуг, в которую входят здравоохранение, транспорт, связь, туризм и др.
Рис. 1. Отрасли экономики. Рабочий стол.
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается от первичного сектора к вторичному, а затем плавно переходит в третичный сектор экономики. В развитых странах преобладает именно третичный сектор, так как с ростом доходов населения растет спрос на сферы услуг.
Общество, развивающееся в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает в себя различные отрасли, способствующие повышению производительности и эффективности производства. Конечным результатом этой отрасли является не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только компаниям, но и физическим лицам — конечным пользователям. Сфера услуг очень разнообразна. Сюда может входить как перевозка и доставка товаров от поставщика к покупателю, так и проведение, например, зрелищных мероприятий. Сюда же относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические агентства и т д
Рис. 2. Транспортный сектор.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество между клиентом и поставщиком услуг, и конечный результат часто возможен только при взаимодействии обеих сторон. Например, при экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и усваивать рассказываемый материал.
Очень часто четвертичный сектор отделяют от третичного. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда входят информационные технологии, образование, исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с наиболее развитым третичным сектором являются США. Это означает, что в течение года стоимость предоставляемых услуг была выше, чем в других странах. На втором месте страны Евросоюза. Третичный сектор российской экономики, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически активного населения страны.