Дмитрий и Харитон Лаптевы
Мореплаватели братья Лаптевы — участники Великой Северной экспедиции, длившейся с 1732 по 1742 годы. В статье рассказывается о биографии братьев и сделанных ими открытиях.
Биография братьев
Двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы родились в первые годы XVIII века в Псковской губернии в небогатой дворянской семье. Грамоте обучали в церковно-приходских школах. В 15 лет мальчиков отдали в Морскую академию, расположенную в Санкт-Петербурге. Братья вернулись на родину только в конце жизни.
В 1718 г после успешной сдачи экзаменов оба получили чин мичманов и были отправлены на Балтийский флот.
Рис. 1. Братья Лаптевы.
Братья записались во Вторую Камчатскую экспедицию, которая впоследствии стала называться Великой Северной экспедицией.
Дмитрий быстро получил звание офицера и был зачислен в экспедицию с момента ее начала. Харитон стал офицером через 5 лет после брата, участвовал в войне с Польшей, плавал по Дону и был командиром придворной яхты. Он присоединился к экспедиции только в 1737 году.
Вернувшись из экспедиции, братья продолжили службу на Балтийском флоте. Дмитрий вышел в отставку в звании вице-адмирала. Харитон получил звание капитана первого ранга, затем занимался снабжением войск.
После службы братья вернулись на свои фермы, где и умерли в 1860-х гг.
Великая Северная экспедиция
Целью экспедиции было изучение азиатского побережья и островов Северного Ледовитого океана, внутренних районов Сибири и рек на ее территории. Экспедиция состояла из 9 отрядов, два из которых возглавляли братья Лаптевы. Для каждого отряда был проложен индивидуальный маршрут, поэтому открытия братьев различаются.
Маршрут Дмитрия Лаптева
Отряд Дмитрия обследовал районы, расположенные восточнее устья Лены. За 6 лет корабли прошли от устья Лены до Колымы, дошли до Верхнеколымска. Были составлены карты побережья, нанесены устья всех рек, описан ледовый режим морей и метеорологические условия при переходе.
Рис. 2. Маршрут отряда Дмитрия Лаптева.
Маршрут Харитона Лаптева
Харитон принял командование Западно-Ленским отрядом после смерти его первого командира В. Прончищева. На дубельшлюпе «Якутск» удалось пройти от Лены до устья Хатанги, после чего корабль был раздавлен льдом. Дальнейшее исследование Таймырского полуострова продолжалось по суше. Семен Челюскин нанес на карту самый северный мыс Евразии, носящий его имя. Отряд достиг озера Таймыр, дошел до устья Пясины, поднялся по реке к ее истоку и вышел к Енисею. Другая дорога вела обратно в Хатангу, затем по реке до ее устья.
Весь маршрут был подробно описан и нанесен на карту. Это было первое подробное описание Таймыра.
В 2016 году карельские кораблестроители построили копию (реплику) якутского дубельшлюпа, который после испытаний на Онежском озере перевезли в Якутск.
Рис. 3. Дюбельшлюп реплика «Якутск».