Агломерации Зарубежной Европы

В 21 веке процесс урбанизации (увеличение числа горожан) ускорился. Исторически Европа стала колыбелью городских агломераций. Плотность их здесь очень высока, а общее количество достигло четырехсот.

Городские агломерации Зарубежной Европы

В Центральной Европе существует зрелая и разветвленная городская сеть, сформированная на основе:

  • древние поселения;
  • крупные феодальные центры;
  • города-государства:
  • ганзейские города;
  • портовые города;
  • промышленные города;
  • столицы

В южной и северной Европе городские агломерации имеют ярко выраженный прибрежный характер. В Восточной Европе самые низкие темпы урбанизации. Столицы считаются крупнейшими агломерациями.

За пределами Европы лидерство в процессе урбанизации утрачено, хотя 75% населения проживает в городах. Общий рост урбанизации невелик: 0,5% в год.

Рис. 1. Городские агломерации Зарубежной Европы (карта)

Структура городской агломерации

Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, включающую:

  • историческое ядро ​​города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
  • центральные городские районы с плотной застройкой (например, все бывшее лондонское графство — город + 12 районов внутреннего кольца);
  • открытые площадки с менее интенсивной застройкой;
  • первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
  • второй загородный участок;
  • всей столичной области.

Первые три зоны, как правило, образуют непосредственный город, первые пять зон образуют агломерацию, а шесть зон образуют городскую территорию.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы

Крупнейшими городскими агломерациями в Заморской Европе являются Париж и Лондон с населением 1 086 900 и 9 576 000 человек соответственно. Затем идет:

  • Рурская агломерация (свыше 7 млн ​​человек);
  • Мадридская агломерация (более 6 млн человек);
  • Миланская агломерация (более 5 млн);
  • Агломерация Барселоны (около 5 млн);
  • Берлинская агломерация (4 миллиона);
  • Роман (3,8 млн);
  • Неапольская агломерация (3,7 млн ​​человек);
  • Афинянин (3,5 млн);
  • Лиссабонская агломерация (2,6 млн);
  • Катовицкая агломерация (2,5 млн человек);
  • Франкфуртская агломерация (2,3 млн);
  • агломерация Бирмингема (2,2 миллиона человек);
  • Манчестерская агломерация (около 2,2 млн человек);
  • Агломерация Роттердам-Гаага (2,1 миллиона)
  • Агломерация Кёльн-Бонн (2 млн человек).

Рис. 2 Лондонская агломерация

Крупнейшими городскими агломерациями Европы являются Москва с населением 15,7 млн ​​человек и Стамбул с населением 12,9 млн человек. В России второй по величине агломерацией считается Санкт-Петербургская агломерация с населением 4,8 млн человек.

Если представить информацию о скоплениях миллионеров за рубежом из Европы в виде таблицы, то она будет выглядеть так:

Количество людей, живущих

Толпы

Более 10 миллионов

Лондон

Более 9 миллионов

Парижанин

3–7 миллионов

Афины, Неаполь, Рур, Мадрид, Милан, Барселона, Рим

от 2 до 3 миллионов

Кельн, Бонн, Роттердам, Гаага, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Лиссабон, Катовице, Варшава, Бухарест, Будапешт, Брюссель, Гамбург

от 1,5 до 2 миллионов

Ливерпуль, Ньюкасл, Дублин, Антверпен, Дюссельдорф, Ганновер, Нюрнберг, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Прага, Гданьск, София

Рис. 3. Парижская агломерация

Новый тип агломерации в Зарубежной Европе – межгосударственный мегаполис

Ученые говорят о появлении нового типа агломерации — межгосударственных мегаполисов. В Западной Европе межгосударственной метрополией считается территория, которая охватывает почти 5 стран: Великобританию, Францию, Германию, Бельгию и Нидерланды. Территория этой зоны составляет 230 тыс км2, а количество проживающих в ней людей составляет 85 млн человек. Этот тип агломерации появился в результате европейской интеграции.

Современные тенденции развития агломерации

Сейчас во внешней Европе процесс урбанизации сменяется другими процессами, которые могут привести к образованию новых типов агломераций:

  • субурбанизация (процесс перемещения городского населения в пригороды; процесс стал возможен благодаря развитию транспортно-логистической инфраструктуры);
  • рост числа малых городов (стремление людей жить в благоприятных экологических условиях, вдали от промышленных центров);
  • деурбанизация (процесс, противостоящий урбанизации);
  • рурализация (выезд населения в сельскую местность).

Рис. 4. Субурбанизация или пригородный рост

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть